Планируете купить готовый бизнес? Распространенные ошибки при покупке бизнеса

 

Покупка готового бизнеса может стать выгодным вложением средств. Если, конечно, знать, какие при этом могут быть совершены ошибки – чтобы успешно их обойти. Сначала нужно выяснить, к какой категории относится покупаемый бизнес:

 

  • – готовый бизнес в Нидерландах (стабильно работающая система, обеспечивающая при затратах времени владельца до 120 часов в месяц получение от 30 и более процентов стоимости в качестве годового дохода);

 

  • – «сырая заготовка» (например, стартап или низкодоходный бизнес, а также требующие затрат времени свыше 120 часов за месяц);

 

  • – комплекс имущества (здания, оборудование, транспорт, так или иначе задействованные в бизнесе, обеспечивающие доход менее 30 процентов цены за год);

 

  • – бизнес-банкрот (работающий в убыток или ликвидируемый).

 

По ценообразованию эти категории существенно отличаются. К примеру, банкрот покупается по стоимости ликвидации, в то время как вложения в хорошо налаженный бизнес может окупиться лишь за 2-3 года.

 

Продавцы-мошенники зачастую пользуются подобной разницей. Так что если покупатель излишне доверчив, ему могут подсунуть убыточный проект, выдав его за высокодоходный с соответствующей ценой.

 

Избежать этой ловушки поможет тщательная проверка объекта сделки. Ее можно сделать самостоятельно, а можно привлечь опытного консультанта.

 

Для трех последних видов методика оценки является достаточно очевидной. В большинстве случаев стоит лишь учесть материальные и нематериальные активы – это и будет стоимостью бизнеса.

 

А вот с вопросом оценки действительно доходного бизнеса ситуация сложнее. Конечно, общий универсальный рецепт, подходящий для любого бизнеса, составить невозможно, нужно учитывать конкретную ситуацию. Однако ряд общих моментов можно выделить.

 

В частности, собственник бизнеса или его консультант должны предоставить Вам подробную информацию о бизнесе, где должна быть описана структура и финансовая модель (как правило, в форме презентации или меморандума).

 

Без каких-либо предварительных оплат Вы можете просмотреть основную документацию. К ней относятся разрешительные и учредительные документы, договор на аренду (с ним идет план расположения), список имущества, список товарных остатков, а также баланс с отчетом об убытках и прибылях за прошлый год (как правило, идет в комплекте с меморандумом).

 

Меморандум обязан содержать информацию об управленческой и бухгалтерской отчетности за трехлетний период. Статьи расходов и доходов должны быть расшифрованы.

 

Также в меморандум входит информация о персонале, где описываются условия работы, дата найма, дальнейшие планы по расширению штата и прочие детали.

 

Кроме того, должно присутствовать описание материальных активов и товарных остатков (на основании последней инвентаризации), как и юридические документы для проведения обеспечивающей корректировку стоимости совместно проводимой инвентаризации.

 

Долги, кредиты и иные обязательства должны быть погашены (как вариант – учтены в стоимости). Следует также проверить наличие юридических гарантий отсутствия долгов или же корректировки стоимости бизнеса с их учетом.

 

В ДКП должна быть прописана структура сделки, а также указаны точки выхода с возвращением авансового платежа или задатка, условия, могущие изменить цену, а также ответственность покупателя и продавца.

 

В ряде случаев следует проявить разумную осторожность. Например, если вместо точной обоснованной оценки предлагают решить вопрос «на глазок», отказываются предоставлять меморандум, отчетность или иные бумаги, настаивают на предварительном подписании ДКП и внесении задатка перед проверкой бизнеса. Требуется как минимум поверхностная проверка, чтобы можно было оговорить защищающие Ваши права условия. Естественно, если договор уже подписан, то поздно пытаться внести в него учитывающие Ваши риски положения.

 

Поэтому вместо подписания договора следует предложить подобному продавцу предоставить подробное описание бизнеса с учетом перечисленных требований. После внимательного ознакомления нужно определить рыночную стоимость бизнеса на основании предварительной проверки. После этого – если удалось достичь компромисса – нужно подробно прописать условия по всем рискованным моментам. Если все риски прописаны с учетом возможности выхода из сделки, то можно переходить к подписанию ДКП и уплате задатка.